Целлофановые пакетики или как мы ходили пятерку на Уилпату

Рассказ о выезде на Кавказ  в альплагерь Цей в июле 2011

Уилпата

Для начала, для лучшего понимания, привожу состав нашего отделения

Так сложилось, что приехали мы в Цей раньше наших днепровских сборов. Обустроились, сходили на занятия. Нужно идти тренировочное восхождение – «открывашку». По плану, составленному дома, это должен быть маршрут 2Б на Монах. Гора рядом, маршрут технически интересный – нормальная цель для быстрой разминки. Несколько огорчали заросли травы на маршруте и слухи о том, что в этих зарослях скрываются полчища кровожадных комаров, коих я откровенно не люблю. Однако, на месте обнаружилась еще одна досадная деталь: выпускаться нам нужно было у Аношина, местного «нач.уча», а он Монах за гору не считал и мог не выпустить. С нами заехали никопольчане Владимир Красносельский и Макс Куралесов. Они собирались идти 2А на Пик Визбора, куда и нас агитировали. На Визбора мне идти не хотелось, т.к. не было описания, я даже не знал где эта гора.

Долго не могли решить куда же идти. Остальные варианты были далеко, а времени у нас мало. Нужно было выбирать между Монахом и Визбором. В случаях, когда мы не можем что-то выбрать, например, кто будет в этот раз руководителем,  у нас в отделении принято «бросать банку». Это тоже, что подбросить монетку, но в горах не всегда есть под рукой монетка, а вот плоская банка консервов обычно находится. На том и порешили: будет орел – циферки на дне – Монах, решка – нет циферок – Визбор. Взяли мы «бычки в томате», Леша подбросил – банка упала на ребро. Мы поржали и решили, что это знак и постановили, что пойдем на Пик Николаева 1Б. Ведь открыться то мы может и тройкой и двойкой и единицей. Но все тройки далеко, двойки выбрать не смогли, значит, будет единица. Тем более описание подкупало фразами: «классическая, эталонная 1Б» – хоть посмотрим, какие должны быть единицы, а то после новичковского года больше и не ходили; и «отличная обзорная точка» – рассмотрим маршрут на Уилпату и вообще район.

В Цее мы впервые, куда идти ясно лишь теоретически, поэтому пошли консультироваться по подходу. Спрашивали мы у разных людей, но общего в этих рассказах было лишь то, что путь длинный и наполнен ужасами. Мы скептически относимся к ужасам в подобных рассказах, поэтому не напряглись и пошли дурачиться, пытаясь привлечь к альпинизму новые силы.

В умелых руках альпинистом может стать каждый

Быстро собраться и выйти пораньше, как обычно, не получилось. А путь оказался действительно длинный и непростой. Дошли мы до Цейских ночевок и призадумались. Если пойдем дальше, то к хижине Николаева – штатному биваку для нашего восхождения придем поздно – устанем, а на следующий день на гору. Еще не обнадеживал рассказ, встретившийся по пути группы, которая шла вниз. Ребята сказали, что нормальных мест под хижиной нет – много групп и все занято. Перспектива еще несколько часов ковылять, потом строить площадку или жить на леднике не радовала. Здесь же отличное место: травка, водичка, тепло. А главное мы уже тут и идти никуда не нужно. Памятуя истину о том, что бивак должен быть комфортным, было принято решение изменить тактический план – остаемся и на гору идем отсюда.

С утра быстро дошли до хижины, отметили, что место действительно неудобное и пошли дальше под Пик Николаева. Когда подошли под скалы начался дождь. Не сказать, что прям ливень, но такой какой-то неприятный дождик средней силы. Догнали двойку, что вышла с хижины. Опять отметили, что не всегда имеет смысл бивак заносить повыше – если спишь долго, а ходишь медленно, высоко расположенный бивак не дает преимущества. Ребята из этой группы решили из-за дождя развернуться. Нам возвращаться не хотелось, не зря же мы сюда пришли. Тем более, что сказать, что было прям совсем плохо нельзя. Ну дождик, ну и чего с того. Трудностей было только две: скалы густо покрыты лишайником, который будучи мокрым жутко скользкий и то, что севшая на гору туча ограничила видимость и было непонятно куда лезть.  Описание ясность не вносило. Поэтому мы полезли «к ближайшему небу», т.е. особо не стараясь найти маршрут, просто вверх, обходя уж совсем не единичные участки. Так и вылезли на вершину, где и закончился дождь. На спуске вышло солнце, мы высохли и согрелись. Спустились на Цейские ночевки, поели, поспали два часа, собрались и к вечеру пришли в альплагерь.

Приехали наши сборы, и мы выдвинулись под Уилпату. Целей было две – Хицан 4А и Уилпата 5А. Справедливо заметив, что мы не туристы, что бы по 8 часов с такими баулами ходить, мы решили идти подход за два дня, с промежуточной ночевкой на Цейских. Двухдневных подходов у нас еще не было.

Маршрут 4А на Хицан

На Хицан пошли сами, без Леонида Романовича. Здесь ничего примечательного не было, кроме того, что залезли не туда. Я, как главный «специалист» по описаниям, загнал Валеру не в тот угол. Но применив дюльфер и смекалку, удалось выбраться на линию маршрута и его успешно закончить. Маршрут понравился – хороший, техничный – скальники не лишние.

Дальше, уже всем составом, впятером, пошли на Уилпату. Гора большая и красивая. Маршрут хоть и длинный, но технически несложный, спуск понятный – хороший вариант для первой пятерки. Для всех нас (кроме Леонида Романовича) это первая пятерка. Кроме того это первый многодневный маршрут. Так сложилось, что до этого нам не доводилось тащить на гору бивак. Все маршруты были однодневные. Конечно, здорово сходить 7 гор как в 2010г. в Узунколе, но есть и обратная сторона – отсутствие навыков организации бивака на маршруте, не привычно было лезть с такими баулами и другие моменты.

Решили железа взять побольше, а еды поменьше (это мы зря так учудили). С трудом упаковав все добро в рюкзаки, выдвинулись под маршрут. Утром были видны зарницы – ничего хорошего не предвещающий факт. Мне показалось, что их заметили все, но все промолчали, надеясь на лучшее. А так погода была великолепна – солнце во все небо.

Подошли под скалы, связались, полезли. Начало было неприятное – мокрый и разваленный внутренний угол, переходящий в камин. Летело, но мы прятались хорошо – не попало. Угол напряг, рюкзаки тяжелые, лезли не быстро. Пролезли первый контрольный тур. Дальше пошли вперемешку короткие стеночки, простые полки, сыпушные «огороды». Было ощущение, что лезем не туда. Лезть на стены желания не было, старались «искать на пятерке двойку». Обнадеживали пару раз встречающиеся крючья.

У первого контрольного тура

Когда мы консультировались по маршруту у ходивших в этом году групп, ребята говорили, что в реальности все длиннее, чем в описании: написано угол 80м – будет 120м, полка 40м – будет 60м. Складывалось впечатление, что не соврали. Скалы были простые, но какое-то все большое вокруг и неоднозначное, что напрягало больше всего. Снизу смотрелось короче и понятней. Время шло быстро. Мы тоже не тормозили. Но второго контрольного тура, за которым ключ, все не было.

Ищем на пятерке двойку

За работой мы не заметили, что небо посерело (во всяком случае, я). Призадумались, когда на нос упали первые снежинки. Стало ясно, что скоро начнется непогода. Но это «скоро» случилось намного скорее. Задуло, пошел дождь вперемешку со снегом. Нужно было срочно искать место для бивака. Рельеф вокруг был простой, разваленный, но намеков на площадку не было. Полезли дальше.

Началась непогода

Вскоре нам повезло – подошли под большой нависающий бастион. Под ним были две узкие площадки. Одна природная совсем узкая полочка, вторая уже доработанная человеком площадка под палатку-двушку. Нависающие скалы над площадками частично закрывали от осадков. Изобразил станцию, забился в угол, достал горелку и кастрюлю, поставил греется воду. Рядом с площадкой оказался тур. Разобрал, нашел записку – второй контрольный тур – значит по маршруту лезем. До вечера еще было долго, была бы погода успели бы на штатную ночевку у третьего контрольного тура, но выбора у нас нет, нужно обустраиваться здесь.

Подтянулся народ. Набили и насовали железа, сделали перила вдоль площадок, что бы можно безопасно перемещаться. Полка полкой, но скользко, улететь можно запросто. Достали палатку. Давай думать как ее прилепить. Площадка сильно меньше площади дна палатки. Времени достраивать площадку нет: промокли, руки коченеют, нагретая мной вода не спасает. Срочно нужен дом. Под руководством Леонида Романовича собрали палатку, покрутили и прилепили как-то. Закрепили. Провели вторую нитку перил сквозь палатку.

Собираем палатку

Ставим на площадку

Забросали вещи, забились сами. Можно выдохнуть и оценить обстановку. Страховка есть, место безопасное – хорошо. На голову уже не капает, ничего не потеряли – совсем хорошо. Однако, мягко говоря, тесно. Палатка трехместная, нас пятеро. Внизу тестировали – плотненько, но жить можно. Но это если палатка стоит нормально. Здесь же треть палатки висит в воздухе. В ногах какая-то яма полуметровой глубины. От наших шевелений площадка осыпается, полезная площадь дна палатки уменьшается. Сидим скрюченные, толком не расправишся. Прошло минут 20 – все затекло, спину ломит, ноги тянет. Нет, до утра так не досидишь.

Давай обустраиваться. Не нужные вещи закинули в яму, что в ногах. Окрестили ее «подвалом». Нужные растолкали по углам. Достали еду, горелку и сварили лапшу. Чудом не вывернули варево друг на друга. Поели – потеплело, но не надолго. Достали спальники. Тут случился облом – два спальника свою функцию выполнять не могли, т.к. промокли. Не все упаковали свои спальники в полиэтиленовые мусорные пакетики, а штатный чехол для воды преградой не оказался. Мокрые спальники отправили в «подвал». Хорошо, что спальников было много, оставшимися как-то укрылись. Каким-то невообразимым образом удалось заархивироваться и всем лечь.
Ночь прошла нормально. Было прохладно, неудобно, но терпимо. Утром погода не улучшилась – осадки не прекращались. Все скалы побелели. Опять удалось не вывернуть кастрюлю и удачно позавтракать.  На связи сказали, что сидим, ждем. Запросили дополнительную связь и прогноз погоды. Народ в лагере за нас и так волновался. А мы тут просим дополнительные связи – плохой знак. Леонид Романович еще подливал масла в огонь выдавая в эфир фразы: «висим на стене», «все промокло». Наверное, в воображении слушавших наши переговоры рисовались страшные картины. Но у нас все было относительно нормально, а дополнительные связи были лишь средством хоть как-то развлечься, т.к. было очень скучно.

Днем лить перестало. Мы с Шуриком решили выйти на разведку и попробовать лезть. Однако фокус не удался – снег, мокро, скользко. Простая плита не лезлась вовсе. А по описанию дальше ключ. Слишком опасно, нужно сидеть дальше.

Но в палатку возвращаться был не вариант – площадка совсем обвалилась, «подвал» разросся на пол палатки. Еще ночь не просидели бы – скатились бы и висели как в гамаке. Поэтому на пару метров ниже стали с Шуриком строить новую площадку. Сразу было не ясно выйдет ли что-то из этой затеи. Но хотелось деятельности, и мы начали ворочать камни. Очень хотелось нормально лечь, и мы старались. В итоге плацдарм был готов и был он внушительной площади –1,8м*1,5м. Вылезшей из палатки командой строительный объект был принят. И мы быстро переместили палатку на новое место.

Новая, уже нормальная площадка

Палатка почти встала, даже был один тамбур. Разместились с завидным комфортом. Удалось нормально лечь поперек и поспать. Но как говорится «поспали – надо и поесть». С едой было не очень – мы не рассчитывали на то, что восхождение так затянется. Сварили каркаде и договорились, что это борщ. В общем, развлекались как могли: снимали видео о нашем быте, играли в города, мечтали о том, что и сколько съедим когда придем вниз. Так и прошел второй день.

Ночью похолодало и поднялся сильный ветер. Это было хорошо. Утром ветер стал совсем крепким, я боялся, как бы палатку не порвало, но обошлось. Ветер высушил скалы, можно было лезть. Но из-за холода рано выйти не удалось, пришлось ждать солнца.

Прошли за угол и оказались под ключом. Он не выглядел страшным. Скалы монолитные, щели есть. Из щелей местами торчат обломанные крючья – это значит здесь прошла команда цейского МЧС. У них сейчас такой тренд – очищать горы от железа. Что бы не упрощались маршруты, выбивают крючья, где не могут – обламывают уши.

Полез Шурик ключ, бодренько так полез. Даже скальники одевать не стал. Хотя, наверное, не потому что лезлось легко, а потому, что промокшие в первый день скальники сейчас превратились в две гремящие ледышки.

Шурик начал лезть ключ

Верхняя часть ключа

После ключа был красивый траверс над пропастью, где всех фотографировали. Траверс привел к третьему контрольному туру и местам для ночевки, куда мы должны были прийти в первый день.

Выход к третьему контрольному туру

Группы, что ходили до нас, с этих ночевок успевали дойти до вершины и спустится на Уилпатинские ночевки. Поначалу мы наивно полагали, что нам это тоже удастся. Но мы не учли, что обе эти группы были двойки, а нас пятеро, как ни крути, а медленнее передвигаемся. Еще они-то стартовали с этих ночевок, а мы уже какое-то время потратили на преодоление ключа. Короче выдавали желаемое за действительное. Но походу движения к нам пришло понимание, что еще одной ночевки на горе нам не избежать.

К 6-ти вечера выгребли мы на предвершинные поля. До вершины час. Но намаялись не слабо и сил идти дальше уже нет. Да и смысла тоже. Здесь удобное место тут и ночуем. Разровняли шикарную площадку. Поставили палатку. Больше всего радовало, что наконец-то можно снять систему, ведь предыдущие ночи мы спали в системах. В палатке легли уже вдоль – совсем как белые люди. Ночью было не жарко – высота около 4500м, а спальники суше не стали.

Площадка готова

Утром встали, попили чая с двумя курагушками (мне дали три, т.к. у моего сына был день рождения) и пошли к вершине по снежным полям. Веревку уже не доставали. Вышли на вершину. Вершинный ритуал был не полный – только фото и записка, без обязательной вершинной шоколадки и колбасы. Не было у нас уже ни шоколада, ни колбасы. Впервые пропустили эту важнейшую часть. Даже когда в 2009г. ходили траверс Тютю, пытались есть на всех пяти вершинах, правда смогли только на трех.

Выход на вершину

Команда на вершине

На вершине было хорошо, но нужно было спускаться. Спуск по 2Б. Забавная такая 2Б. Хорошо, что мы шли тут утром и снег хорошо держал. Это позволило быстро добежать по гребню до перевала, с которого нужно валить вниз. Днем было бы хуже – на полях проваливались бы глубоко, а дальше нужно траверсировать вдоль гребня крутые снежные склоны и на раскисшем снегу можно уехать.

Свернули с гребня на южный склон. Сначала шли спиной к склону, но вскоре стало круто и мы развернулись. Так до низа и шли лицом к склону. Шли не связанные, каждый сам по себе*. Склон длинный, спускались долго. Как для двойки круто как-то. Новичкам там нужно дюльферять. Но это ж можно задюльферяться – веревок там будет много. Спуск от вершины до ночевок занял от 2,10 до 3 часов. У разных участников было разное время – внизу сильно растянулись.

*Тут, как пишут в рекламе, нужно сделать пометку: «Не пытайтесь воспроизвести в реальной жизни» — Без достаточных навыков и нужного состояния склона тут нельзя так спускаться: во-первых этот склон может быть лавиноопасен, во-вторых все-таки достаточно круто.

Нитки маршрутов на Уилпату. Наш – Нелиповича 5А, желтая линия. Спуск – Деши 2Б, фиолетовая. Фото с ullutau.ru

Когда ночевали на горе, мы много мечтали, что как придем да как наедимся. Пришли, сварили – никто не ест – организм отвык. Отдохнули, просушились и потопали в лагерь. К сумеркам пришли. Когда переходили мост, обернулись на Уилпату – как же далеко и высоко, не верилось, что еще утром наша палатка стояла под вершиной. В лагере тепло встретили, накормили. Потом был какой-то сабантуй под соседним тентом. Сидели допоздна, но не потому что было желание тусоваться, просто не хотелось, что бы это прекрасный день закончился.

Потом мы успели сходить еще одну пятерку на Пик Вильса. Ходили сами, без Леонида Романовича. Сходили без особых приключений. Ночевали на огромном поле под вершиной, хорошая ночевка была. Вспоминали Уилпату, веселились. На следующий день был спуск через два перевала в Цей, тот еще китайский поход. Время наше вышло, и через два дня уехали домой.

На Пике Вильса

Караугомское плато с вершины Уилпата

Текст: М. Поддубнов
Фото: М. Поддубнов, Л.Р. Козак, А. Козак.