Шхара Б. Хергиани 5Б — описание маршрута

Описание маршрута на Шхару Главную по контрфорсу Южной стены
(Б. Хергиани, 1952г.)

Шхара

Описание из книги А. Наумова «Горы Сванетии»

111. Шхара Главная по Правому контрфорсу Юго-восточной стены, 5Б к/тр (Б. Хергиани)

Шхара Б. Хергиани 5Б

С исходного бивака на правобережной морене ледника Шхара, выйти на ледник и по нему (лавины, камни, сбросы), а затем, пройдя бергшрунд, по крутому ледово-снежному склону подойти под левую сторону основания Нижнего скального пояса Правого контрфорса Юго-восточной стены массива Шхара. Правее водопада подъем 180—200 м по трудным стенкам пояса на полки. Далее по скалам средней трудности вверх-вправо на площадку Нижнего скального пояса. С площадки по заснеженным, средней трудности, скалам Правого контрфорса 250—300 м вверх на площадку. На площадке бивак. От исходного бивака 8—10 часов.

С площадки по заснеженным скалам Правого контрфорса подойти под нависающие скалы Треугольника, которые обходить справа до кулуара (сверху сбросы). Кулуар траверсировать вправо, (сбросы, камни) и по трудным заледенелым скалам, стенкам, плитам и ледово-снежным склонам 250—300 м вверх на взлет. Далее по заснеженным скалам средней и выше средней трудности Правого контрфорса 100—200 м вверх. На ледово-снежном гребешке бивак. От предыдущего бивака 8—10 часов.

От бивака 400—600 м вверх по крутым скалам, затем 100— 120 м по ледово-снежному (карнизы) Правому контрфорсу выход на площадку под верхний взлет. Бивак. От предыдущего бивака 6—8 часов.

С площадки 35—40 м вверх по трудной стенке (ИТО), далее 250—300 м вверх по заснеженным крутым скалам выше средней трудности взлета Правого контрфорса и по крутому ледово-снежному гребешку выйти на основной гребень массива. Здесь свернуть вправо и по простому и средней трудности сильно заснеженному (карнизы) скальному гребню массива взойти на вершину Шхара Главная. От бивака 10—12 часов

Шхара Б. Хергиани 5Б

Шхара Б. Хергиани 5Б Техническая фотография маршрута

Техническая фотография участка R0-R5

Шхара Б. Хергиани

Техническая фотография участка R8-R12

ОПИСАНИЕ МАРШРУТА ПО УЧАСТКАМ
Подход от БЛ. С морены спуститься на ледник Шхара и пересечь его в направлении нижнего скального пояса контрфорса. Слева с ледопада возможны ледовые обвалы и лавины. Начало маршрута правее водопада.
R0-R1. Пересечь рантклюфт и прямо вверх. Скалы типа бараньих лбов, монолитны, но возможность страховки ограничена. 100м, III, 50º.
R1-R2. По простым скалам и осыпи в снежно-осыпной кулуар. Подняться на небольшую перемычку и перейти вправо в следующий снежно-осыпной кулуар. 150м, II, 30º.
R2-R3. По внутреннему углу на небольшую перемычку. За перемычкой наклонная травянистая полка. 100м, III, 60º.
R2-R4. По стенке вверх 10м в наклонный камин. Вверх по камину. Дальше вправо вверх на стенку и влево на большую полку. 10м, III, 60º; 10м IV 75º; 20м, III, 60º.
R4-R5. Влево в кулуар и дальше по вверх кулуару. Выйдя из кулуара влево, затем вправо обходя скалу выйти на большую наклонную снежно-осыпную террасу. В нижней части террасы, у кромки скал площадки под палатку – здесь Лагерь 1. 150м, II, 40º.
R5-R6. Вверх по снежному склону в узкий снежный кулуар, уходящий влево в обход скалы. 100м, II, 40º.
R6-R7. Выйдя из кулуара вправо вверх по небольшим снежникам в обход скал выйти на снежный склон. По склону, дальше по острому снежному гребешку под скальную стенку. Вверх по стенке, потом траверс по скале на снежный склон под большим скальным треугольником. В зависимости от количества снега на этом участке возможны варианты прохождения, общее направление движения – под большой скальный треугольник. 300м, III 40º.
R7-R8. По снежному склону траверс вправо под большим скальным треугольником до кулуара с водопадом. 250м, III 40º.
R8-R9. Пересечь кулуар вправо к скалам. По кулуару возможен сход лавин и ледовых обвалов. По скалам вправо во внутренний угол. По углу вверх на наклонную снежно-осыпную террасу и по снежному склону на острый снежный гребешок. 80м, III 45º.
R9-R10. По острому снежному гребешку к плите. По плите вверх, затем влево вверх к снежно-ледовому кулуару. 100м, III 50º.
R10-R11. Пересечь кулуар и выйти за угол в следующий узкий ледовый кулуар. Вверх по ледовому кулуару, дальше по скальным стенкам и острому снежному гребешку выйти под скалы контрфорса правее узкого крутого ледового кулуара. 150м, IV, 60º.
R11-R12. Вверх, затем забирая правее к выполаживанию. Скалы могут быть мокрые или залитые натечным льдом. 100м, IV, 70º.
R12-R13. По скалам на острый снежный гребень. По гребню выйти на крутой снежный склон. Влево вверх по склону и левее снежных карнизов перейти на широкий снежный склон левой части контрфорса. Здесь Лагерь 2. 200м, IV, 50º.
R13-R14. Вверх по снежному склону в основание узкого ледового кулуара. 220м, IV, 45º.
R14-R15. Вверх по ледовому кулуару. 50м, IV, 55º.
R15-R16. Вверх по снежному склону на снежный гребешок под скалами взлета контрфорса. Здесь Лагерь 3. 260м, IV, 45º.
R16-R17. По снежному склону под скалы. Дальше по сильно заснеженным скалам, небольшим снежникам и снежным гребешкам выйти под снежный склон слева от скальной башни. 300м, IV, 50º.
R17-R18. По снежному склону выйти на основной гребень массива. 100м, III, 35º.
R19-R19. Повернуть вправо и по некрутому снежному гребню с карнизами выйти на вершину Шхара Главная. Тур с банкой для записки на 10м ниже у скалок с южной стороны. 350м, II, 10º.

Спуск по пути подъема.

Отчет о восхождении — Отчет Шхара Б. Хергиани 5Б Поддубнов-Куралесов

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
  • Спасибо.

Один из маршрутов, которые хотел бы пролезть.

• mipoddu

Хороший маршрут. Нам понравилось. Кулуар после R8 реально опасный, а так все хорошо.